Профориентационная работа в школе
Цели и задачи профориентационной работы.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели :
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе.
ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ?
Профессия – слово от латинского professio, означающего «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично.
В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:
1. Требует специальной подготовки, обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, – это еще не профессия. Ее нужно осваивать, а для этого требуются способности и затраты труда.
2. Практикуется человеком регулярно. Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда.
3. Служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби.
Профессию надо отличать от специальности и должности. Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на какой-либо специализации, так и сразу на конкретную специальность.
Должность – это конкретный трудовой пост в организации. Встречаются должности, которые могут занимать только представители вполне определенной профессии.
Профессия, специальность, должность – это разные понятия; обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.
О проекте
Сайт «Время выбрать профессию» Федерального института развития образования адресован молодым людям, которые хотят правильно выбрать профессию, и взрослым – родителям, педагогам, психологам, работодателям – которые стараются им в этом помочь.
В разделе «Как выбирать профессию» можно посмотреть видео «Стратегия выбора профессии», рекомендациями, пройти экспресс-диагностику по методике «Матрица выбора профессии», содержащей описание двухсот профессий.
Раздел Слагаемые успеха содержит видео «Право на ошибку» и методики профессиональной диагностики.
В разделе «Образование и карьера» есть видео «Пути получения профессии», информации о рынке труда и уровнях профессионального образования.
Раздел «Сопровождение профориентационной работы» адресован специалистам, занимающимся профориентационной работой, и содержит анонсы конференций и курсов повышения квалификации, методические материалы, книги, статьи и рецензии.
В разделах «Новости регионов» и «Профориентация в лицах» рассказывается о профориентационных мероприятиях и людях, профессионально помогающих другим найти свое место в жизни.
Все материалы предоставляются бесплатно. Регистрация на сайте дает возможность пройти все тесты в режиме on-line и получить результаты. По вопросам создания региональных страниц обращайтесь к администрации сайта.
СОВЕТЫ ШКОЛЬНИКАМ
Выбор профессии — трудный и важный шаг в твоей жизни.
Не выбирай будущую профессию случайно. Обдумай свой выбор с учетом своих способностей, внутренних убеждений , реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
Для этого используй следующие советы:
- обдумай свои хобби, интересы, увлечения — они могут стать твоей профессией.
- Взвесь свои сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
- Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Читай больше книг, статей, журналов.
- Общайся с людьми избираемых профессий, совершай экскурсии на рабочие места этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда.
- Посещай дни открытых дверей в учебных заведениях, в которых можно получить избранную профессию.
- Сравни свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбираешь.
- Если ты принял решение — не отступай, иди решительно к намеченной цели.
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.
Принцип сознательности: что я хочу; что я есть; что я могу; что от меня потребует работа и коллектив.
Принцип соответствия. Будущая профессия должна соответствовать интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества.
Принцип активности. Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль играют участие в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей».
Принцип развития. Развитие мышления, памяти, внимания, трудолюбия, добросовестности, организованности, самостоятельности, инициативности, выдержки, настойчивости.
ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. Незнание правил выбора профессии: выбор профессии за компанию; ориентация сразу на профессии высокой квалификации; неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя: незнание или недооценка своих физических особенностей; незнание или недооценка своих психологических особенностей; неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;
3. Незнание мира профессий: увлечение только внешней стороной профессии; предубеждение в отношении престижности профессии; незнание требований профессии к человеку.
СОБИРАЯ ИНФОРМАЦИЮ ОБ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ, СЛЕДУЕТ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТЫ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
Какова продолжительность обучения? Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
Адрес учебного заведения и его полное название?
ВОПРОСЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
От каких своих умений и способностей ты получаешь наибольшее удовлетворение?
Твои основные интересы и любимое времяпрепровождение?
Твои любимые учебные предметы?
Чем бы ты хотел заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
О какой работе ты мечтаешь?
Каким ты представляешь свое занятие через 10 лет?
Какая работа была бы для тебя идеальной?
Твои сильные стороны и навыки, позволяющие тебе считать себя подходящим для работы, которая тебе кажется идеальной?
Какие пробелы в своих знаниях и умениях тебе необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную работу?
Если работа, идеальная для тебя недостижима в настоящее время, то какую работу ты мог бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
ГЛАВНОЕ, СПЛАНИРУЙ БЛИЖАЙШИЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ КАРЬЕРЫ И ДЕЙСТВУЙ!
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Профессиональная ориентация включает в себя:
Профессиональное просвещение — обеспечение учащихся старших классов информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
Профессиональное воспитание — формирование у детей трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
ВЫБИРАЕМ ПРОФЕССИЮ
ХОЧУ: желания, интересы, стремления
МОГУ: способности, таланты, состояние здоровья
НАДО: состояние рынка труда, социально-экономические проблемы в регионе
Комментарии
Оставьте комментарий